№333708Добавлено: Чт 06 Июл 17, 14:49 (7 лет тому назад)
Смотря что Вы называете дхьяной. Есть разная степень строгости термина.
В контексте правильного сосредоточения дхьяна это устойчивое самадхи, достигаемое уверенно правильно настроенным умом.
В контексте распознавания признаков - это многочисленные повседневные состояния захваченности ума формой или не формой.
Дхармы вполне распознаются повседневно. Вы видите, что у этих букв черный цвет, Вы распознаете, если захотите моргание и дыхание. Все это - дхармы, разумеется.
Но если Вас интересует контекст буддийского исследования дхарм (правильного предмета внимания), то речь идет о вполне конкретных перечнях (матриках).
То есть випашьяна - это наблюдение не любых дхарм, а шаматха это не любое глубокое сосредоточение (трансовое состояние, увлеченное чтение книги или жаркий спор - это все самадхи).
Но если Вы будете рассматривать всевозможные смысловые оттенки, Вы можете запросто упустить практическую достижимость практики.
Если Вы регулярно садитесь, направляете внимание на один предмет сосредоточения и удерживаете внимание на этом предмете (белая стена, вдохи и выдохи, мантра или дхарани, точка соединения нижней диафрагмы брюшной полости под пупком, движение тени от дерева по земле или от оконной рамы по полу, текст сутры или гатхи, пение птиц, песнопения группы монахов или звук колокола, - этих предметов очень много), то Вы тем самым уже практикуете шаматху-випашьяну как единую практику.
Предмет прекращения вплоть до прекращения чувств и восприятия - это правильный предмет. Но он может быть попросту не понятен. Поэтому сначала требуется тренировка распознавания разнообразного возникновения и прекращения, затем только прекращения. Все глубже и глубже. Это и является методом дхьяны.
Однако, может так случиться, что прекращение чувств и восприятия распознается внезапно и без уверенного погружения в дхьяны. Такой опыт может оказаться болезненным, потому что нет умения входить в дхьяны и пребывать в них и тогда возвращение чувств и восприятия становится весьма болезненным переживанием, мучительным, страдательным, неизбежным. Но при этом цель становится ясной, мотивация к практике - максимальной, усердие и решимость- совершенными. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№333728Добавлено: Чт 06 Июл 17, 17:54 (7 лет тому назад)
Все дхармы возникают как дхармы только в дхьяне. Знание дхарм возникающими. Дхьяна - пространство порождения мыслей с их объектами.
Там, где имеет место созерцание, дхьяна, сознание «уже сосредоточено», одноточечно направлено на объект, предназначенный (точнее, «уже поставленный») для созерцания в данной конкретной («первой», «второй» и так далее) дхьяне.
№333730Добавлено: Чт 06 Июл 17, 18:09 (7 лет тому назад)
Нет, дхьяна не связана напрямую с различением дхарм, как дхарм. Только вполне определенные дхармы, как факторы конкретной дхьяны.
Различение дхарм - это випашьяна, исследование дхарм, дхарма-вичая. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№333759Добавлено: Чт 06 Июл 17, 19:34 (7 лет тому назад)
Won Soeng
Именно схватывание, схватывание момента возникновения, заполнение ума этим.
Я сейчас смотрю на через чистое стекло окна на стену с кондиционерами.
Попробую ухватить умом стекло с его прозрачностью.
Что происходит в момент возникновения такой дхармы - секло (содержания "стекло", прозрачность в метре от носа). Как оно выделяется из всего видимого - в частности, сквозь стекло?
Предметы за стеклом (стекла с кондицинерами - отступают из фокуса; не знаются как стена с чем-то там выступающим, становится "фоном", нераспознаваемым фоном вне фокуса).
Прозрачность же стекла - просто присутствует; там сфокусировано зрение. Оно не распознаётся ни коим образом как прозрачность; Просто что-то там - и не знаю/не думаю: есть ли там вообще что-то прозрачное - или смотрю в то место, где себе что-то придумал... (Первое схватывание)
Потом открою окно. И сфокусирую взгляд там же и так же. (Второе схватывание)
Когда схватываю, я не знаю ничего об этих объектах, не знаю даже их имён и не имею гипотез об их существовании. Просто даю в сознании возникнуть "ничего кроме этого", заполнить внимание. Даже не зная: это индуцировано или спонтанно.
Только потом, отступив - я могу вспомнить этому названия, обозначить качества; сравнивать, находить сходства и различия, делать какие-то умозаключения : возникло понимание, что дхарма стекла совпадает с дхармой его отсутствия.
Я познал стекло - как не-стекло.
Я познал стекло - как воздух.
Я познал стекло - как его отсутствие.
Момент возникновения в чистом виде, заполнивший восприятие, схваченный алертным к своему содержанию сознанием - это дхьяна.
Содержанием сознания каждого опыта была дхарма - того, что было в метре от носа. В первом случае - стекла. Во втором - воздуха. Они не различались, - утверждаю я, сравнивая извлечённые из памяти воспоминания. Заполнение дхармой всего восприятия - дхьяна.
№333774Добавлено: Чт 06 Июл 17, 21:40 (7 лет тому назад)
Ваша мысль понятна, но почему Вы считаете, что это имеет отношение к дхьяне? Почему бы Вам не использовать для обозначения схватываний другое слово? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№333776Добавлено: Чт 06 Июл 17, 22:19 (7 лет тому назад)
Won Soeng
Это мысли Пятигорского, они соответствуют моим. Эксперимент со стеклом - мой.
Попробую так. Рассмотрите хоть этот, хоть какой угодно эксперимент - сверху вниз. Рассмотрите его сначала в дхьяне - и потом добавьте что-то - чтобы он прошёл вне дхьяны. Что-то для выхода их дхьяны.
Вне дхьяны саму дхарму - как момент мысли, как возникновение - вы не получите. Для этого в обычном сознании должно что-то прекратиться. Чистое схватывание, которое есть возникновение содержания схватывания, возникший феномен ума выделенный однонаправленность из остального, возникновение в уме дхармы объекта - вне работы с этим объектом, вне представлений о нём, вне его названия.
Дхьяна - это лаборатория - вообще говоря, для получения чего-то (в данном случае, данных, а именно: состояние дхармы, заполнившей восприятие с элиминацией всего вне этого).
Буддийские объекты - не "есть"; они только в состояниях возникновения/исчезновения. Такого опыта (не представления, а непосредственной фиксации момента возникновения ) вне дхьяны не получите.
Проведите эксперимент со стеклом в разных уровнях сосредоточения - вы получите разные результаты. Умозрительно - у вас будет привязка к имени стекла, к форме. И непосредственно - в дхьяне. Особенно обратите внимание на то, что появляется при переходе из дхьяны - вне её. В том же самом эксперименте.
Won Soeng
Это мысли Пятигорского, они соответствуют моим. Эксперимент со стеклом - мой.
Попробую так. Рассмотрите хоть этот, хоть какой угодно эксперимент - сверху вниз. Рассмотрите его сначала в дхьяне - и потом добавьте что-то - чтобы он прошёл вне дхьяны. Что-то для выхода их дхьяны.
Вне дхьяны саму дхарму - как момент мысли, как возникновение - вы не получите. Для этого в обычном сознании должно что-то прекратиться. Чистое схватывание, которое есть возникновение содержания схватывания, возникший феномен ума выделенный однонаправленность из остального, возникновение в уме дхармы объекта - вне работы с этим объектом, вне представлений о нём, вне его названия.
Дхьяна - это лаборатория - вообще говоря, для получения чего-то (в данном случае, данных, а именно: состояние дхармы, заполнившей восприятие с элиминацией всего вне этого).
Буддийские объекты - не "есть"; они только в состояниях возникновения/исчезновения. Такого опыта (не представления, а непосредственной фиксации момента возникновения ) вне дхьяны не получите.
Проведите эксперимент со стеклом в разных уровнях сосредоточения - вы получите разные результаты. Умозрительно - у вас будет привязка к имени стекла, к форме. И непосредственно - в дхьяне. Особенно обратите внимание на то, что появляется при переходе из дхьяны - вне её. В том же самом эксперименте.
Дхьяна это определенные факторы. Не любые. Любой другой фактор и дхьяна разрушается. В четвертой дхьяне ум может быть направлен, вплоть до любой отдельной дхармы, только цель другая - прекращение чувств и восприятия. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№333779Добавлено: Чт 06 Июл 17, 22:38 (7 лет тому назад)
Возможно, и это пригодится:
(Из комментария Буддхагхоши).
"Теперь нам будет необходимо остановиться на двух важнейших обстоятельствах возникновения мысли. Первое. Мысль возникает либо как осознанный акт воления, в каковом случае оно возникает, будучи связана (посредством санскар) с другими мыслями и дхармами, и называется санскарической, либо без воления. Мы ведь уже знаем, что воление (как и санскары) прямо обусловлено неведением""
Да, верно, именно таковы дхьяны и их факторы _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Возможно, и это пригодится:
(Из комментария Буддхагхоши).
"Теперь нам будет необходимо остановиться на двух важнейших обстоятельствах возникновения мысли. Первое. Мысль возникает либо как осознанный акт воления, в каковом случае оно возникает, будучи связана (посредством санскар) с другими мыслями и дхармами, и называется санскарической, либо без воления. Мы ведь уже знаем, что воление (как и санскары) прямо обусловлено неведением""
И это именно так. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы